Онлайн-семинар «Наставничество как процесс сопровождения деятельности детских групп и коллективов»

29 марта 2022 года на базе Региональной стажировочной площадки Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель прошёл онлайн-семинар на тему «Наставничество как процесс сопровождения деятельности детских групп и коллективов. Руководство детскими проектными командами».

В семинаре приняли участие педагоги ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка учитель английского языка Галина Петрова и учитель информатики Ольга Мещерякова

Галина Петрова выступила с темой «Волонтёрское движение в школе». Основную мысль своего доклада она формулировала как «Желание помогать – это то, что делает человека человеком». «Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Волонтёрство — это добровольный труд, осуществляемый людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества», — считает докладчик.

По ее мнению, развитие школьного добровольчества является неотъемлемой частью системы развития добровольчества в России, особенно в сфере воспитания детей и молодежи. Вовлечение в волонтёрское движение детей способствует формированию у них ценностей социального служения, воспитанию социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей Российской Федерации. Распространение добровольческих практик в школе дает возможность сформировать позитивное отношение к волонтёрству с юных лет, а также расширить лидерский кадровый ресурс для взрослого волонтёрства.

В своей деятельности школьные волонтеры проводят: уроки добра, видеолекции, выступления агитбригад, ролевые и интерактивные игры: квесты, квизы и викторины на социально значимые темы, такие как экология, здоровье, семья, конкурсы поделок, эссе, проектов, посвященные темам жизни общества, трудностям, возникающим в окружающей действительности.

Подводя итоги своего выступления, Галина Петрова подчеркнула, что главным стимулом все-таки остается внутренняя потребность помогать, «делать этот мир лучше», и именно в школе очень важно заложить понимание, что реализация этой потребности важна и другим людям, и самому волонтеру, и всей стране в целом.

Ольга Мещерякова рассказала о наставничестве в детских организациях. В современной педагогической практике шефская помощь, или наставничество, вновь занимает приоритетное место. Только, в отличие от шефской помощи советской школы (когда лучшие ученики помогали отстающим), в настоящее время в нее добавляются новые перспективные направления как в школе, так и в системе внеурочной деятельности: развитие талантов, профориентация, профессиональная подготовка, учебная мотивация, поддержка в инклюзивном образовании, реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

Наиболее эффективной моделью наставничества и шефства докладчик назвала модель «дети – детям», которая мало чем отличается от классической концепции наставничества и предполагает такую систему обучения, при которой передача знаний происходит непосредственно в аудитории, когда более опытный обучающийся передает свои навыки новичку.

Кроме того, являясь членами детских объединений, ребята получают широкий опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной социально значимой деятельности. Данные задачи достаточно эффективно решаются через включение детей и подростков в наставничество в рамках деятельности образовательного учреждения. Работа отряда ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка строится на основе школьной программы патриотического воспитания «ПАТРИОТ». Реализация программы осуществляется по семи направлениям деятельности.

Ярко выражена модель наставничества «дети-детям» в разнообразных мероприятиях, когда ребята не только полностью разрабатывают сценарии, но и распределяют обязанности, особую роль отводя кураторам отделений. Мещерякова подчеркнула, что ребята со всей серьезностью относятся к наставничеству, понимая, что такая форма работы несет в себе ответственность за подопечных. Педагоги стараются развивать это чувство, которое в то же время является и профилактикой «звездной болезни», потому что ребенок оказывается в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих подопечных.